Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

Какова стоимость ремонта для определения существенности недостатка

какова стоимость ремонта для определения существенности недостатка

Воронежа от 8 февраля 2011 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 12 мая 2011 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.Председательствующий Горшков В.В. Судьи Харланов А.В. Момотов В.В.

Обзор документа

Покупатель автомашины потребовал расторгнуть договор и вернуть ему уплаченную цену.

Согласно его доводам в автомашине неоднократно выявлялись дефекты, т. е. в товаре есть существенный недостаток.

Суды двух инстанций сочли требование необоснованным.

При этом они исходили из того, что в автомобиле имеются недостатки, которые не являются существенными.

Существенные недостатки автомобиля

Ни у кого не вызывает сомнений, что российский автомобильный рынок в настоящее время, несмотря на мировой финансовый кризис, продолжает развиваться семимильными шагами и по темпам роста продаж новых легковых автомобилей уже вошел в тройку ведущих стран мира. Однако с ростом продаж новых автомобилей растет и число претензий потребителей, недовольных по тем или иным причинам качеством приобретенных автомобилей. В одних случаях претензии обоснованны, в других — не очень, но, так или иначе, продавцам, изготовителям, импортерам приходится сталкиваться с потребителями, которые в последнее время все чаще стали пользоваться правами, предоставленными им действующим законодательством о защите прав потребителей, в частности Законом РФ от 7.02.

1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей».

В законе существенный недостаток описывается так:

  • невозможность ремонта;
  • неоднократность поломок разных функций и частей;
  • поломка одной и той же функции или части вновь после её устранения;
  • дороговизна стоимости ремонта или его длительность и т.п.

Полномочия потребителя при существенном недостатке

Полномочия потребителя при существенном недостатке технически сложного товара отличаются от прав при обычном поломке. Если у ТСТ имеется обыкновенный дефект, то владелец товара может предъявить продавцу ограниченные претензии. Так бесполезно требовать возврата денег за ТСТ, обмена на новый товар(той же марки или другой с перерасчетом цены), уценки и т.п.
Хозяин вещи вправе рассчитывать на ремонт или денежные средства за его ремонт.

Важноimportant
Минюстом России 15 декабря 2000 г.

Несоразмерность затрат времени на устранение недостатка является абсолютно субъективным понятием. Определение несоразмерности полностью отдано законодателем на усмотрение суда. Говоря о несоразмерных затратах времени на устранение недостатка, важно исходить из временных показателей, установленных заводом-изготовителем в регламенте для выполнения работ по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей соответствующей марки и модели.


Возникает вопрос о наличии запасных частей, необходимых для устранения недостатка. В случае с отечественными автомобилями проблем, как правило, не возникает.

Обзор документа

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 января 2012 г. N 14-В11-24 Состоявшиеся по делу судебные постановления следует отменить с направлением дела о расторжении договора купли-продажи транспортного средства на новое рассмотрение, поскольку суд не исследовал вопрос соответствия выявленных в автомобиле истца недостатков признакам недостатков товара и наличия в связи с этим в автомобиле существенного недостатка, а также не установил, насколько недостаток может препятствовать использованию автомобиля истца по целевому назначению

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Горшкова В.В., судей Харланова А.В. и Момотова В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Кочетова М.В.

Даже если недостаток, возникший впервые, был признан производственным, то было бы неправильно и повторный недостаток автоматически признавать таковым и полностью исключать, что он мог быть вызван ненадлежащей эксплуатацией автомобиля потребителем или иными причинами, не связанными с производственными. Во-вторых — нередко сами потребители, не разбираясь в сущности вопроса, неправильно оценивают суть понятия «неоднократность». Примером тому является дефект лакокрасочного покрытия (ЛКП) отдельных деталей кузова автомобиля.
Представим, что под воздействием окружающей среды и иных факторов на отдельных деталях кузова постепенно начинают проявляться дефекты.
Иные признаки, такие как «снижение ресурса (срока службы) изделия, заложенного изготовителем, утрата товарной стоимости изделия», «дефект или совокупность дефектов, стоимость устранения которых составляет не менее 10% стоимости нового изделия» и другие, являются, по сути, результатом расширительного толкования понятия «существенный недостаток», установленного Законом.

Таким образом, возникает ситуация, когда нормы федерального закона дополняются (уточняются) документом, не являющимся нормативным правовым актом, что, безусловно, является недопустимым.

Сам факт наличия какого-либо из указанных в Методическом руководстве критериев без соотнесения его с признаками существенного недостатка, установленными Законом, не может являться основанием для признания судом того или иного дефекта существенным.

В данном руководстве под недостатком товара (изделия) понимается дефект и (или) совокупность дефектов. Основные признаки, позволяющие отнести дефект агрегата, узла к существенному дефекту. 1) дефект, после устранения которого снижается ресурс (срок службы) изделия, заложенный изготовителем, возникает утрата товарной стоимости изделия; 2) неустранимый дефект базовой детали изделия или дефект базовой детали изделия, возникший вновь после устранения в соответствии с рекомендованной ремонтной технологией; 3) дефект или совокупность дефектов, стоимость устранения которых с утратой товарной стоимости изделия составляет не менее 10% стоимости нового изделия. Дефект АМТС как сложного изделия является существенным дефектом, если: выявлен дефект несущей конструкции кузова, рамы), удовлетворяющий хотя бы одному условию п.п.

Определение стоимости, затрат на восстановление и утраты товарной стоимости АМТС».

Методическое руководство в разд. 3.3 «Экономические и автотовароведческие термины», ссылаясь, с одной стороны, на определение понятия «существенный недостаток», приведенное в Законе, устанавливает и иные признаки, позволяющие считать дефект агрегата (узла) транспортного средства существенным, к которым, в частности, относит:

— снижение ресурса (срока службы) изделия, заложенного изготовителем, утрата товарной стоимости изделия

-неустранимый дефект базовой детали изделия или дефект базовой детали изделия, возникший вновь после его устранения в соответствии с рекомендованной ремонтной технологией

— дефект или совокупность дефектов, стоимость устранения которых с утратой товарной стоимости изделия составляет не менее 10% стоимости нового изделия.

К таким фальсификациям — имитация поломки в связи с несоблюдением правил эксплуатации может прибегнуть нечестный продавец. То есть попытается переложить вину на потребителя.

  • При передаче товара нужно требовать от продавца составление акта о приемке товара. В акте детально описывается состояние товара на момент передачи.
  • Если в удовлетворении требований отказано, необходимо также в письменном виде требовать пояснения отказа.
  • В случае предоставлении пояснений, с которыми нельзя согласиться, следует требовать проведение независимой экспертизы с правом участия при ее проведении.
  • Владелец товара вправе присутствовать при всех действиях эксперта, задавать вопросы относительно недостатка товара, знакомиться с составляемыми документами.

При отрицательном заключении экспертизы покупатель волен решать вопрос через суд.

Потребитель, обнаружив дефект, например, на капоте, а затем через некоторое время на каждом из крыльев, спешит заявить о неоднократности возникновения недостатка и требует заменить ему автомобиль на новый или вернуть уплаченную за него сумму по причине наличия существенного недостатка. Однако данная позиция не имеет под собой законного основания: говоря о неоднократности возникновения недостатка, законодатель закладывал совершенно другой смысл. Выявление дефекта ЛКП на различных деталях кузова автомобиля нельзя признавать неоднократным, так как на каждой из деталей в отдельности недостаток возник только единожды.

Таким образом, вред составил 40% от стоимости автомобиля, что является существенным вредом, т.е. недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов. А поэтому, согласно п. 2 ст. 450, п. 2 ст. 475 ГК РФ, требования истца о расторжении договора купли-продажи, взыскании стоимости автомобиля, заявлены законно и обоснованно.»

И еще опять же по машине приведу пример, поскольку последнее время работала в этом направлении. Так вот есть Методическое руководство для судебных экспертов 2007 года.
Называется: «ИССЛЕДОВАНИЕ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ЦЕЛЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА И ОЦЕНКИ».

Инфоinfo
От изготовителя, авторизованного сервисного центра, импортера можно требовать безвозмездного ремонта; компенсации ремонта, произведенного третьим лицом или потребителем; замена на такой же товар или возврат уплаченных денег. Требование можно предъявить одновременно все указанным субъектам, однако требование должно быть единым.

Если товар тяжелый и габаритный, как предъявлять требование продавцу?

Сначала необходимо написать заявление о недостатке и предоставить продавцу. Если товар габаритный или весит более 5 килограмм, то обязательства по доставке товара для проверки, проведения независимой экспертизы возлагаются на продавца за его счет и его силами.


По факту передачи товара составляет отдельный акт с указанием действительной даты передачи.

Достаточно заявить о существенном недостатке, а уж правда это или нет забота продавца.

  • Если товар неоднократно ломался или из строя вышла главная и дорогостоящая составная часть, например, материнская плата у ноутбука, компрессор у кондиционера, устройство помола бобов у кофемолки, то существенность неисправности налицо.
  • В других случаях необходимо ориентироваться на личный жизненный опыт, элементарные знания и т.п. Допустим, у холодильника сломалась дверная ручка, у автомобиля генератор, у компьютера клавиатура, то конечно, это будет простой недостаток качества товара.

При любых сомнениях достаточно просто обратиться к продавцу с проблемой и заявить о желании распорядиться дальнейшей судьбой товара. Продавец сам проведет проверку и сообщит о результатах.

С этой проверкой можно не согласиться.

БУ (блоком управления).

  • Компьютеры, ноутбуки, ПЭВМ, системные блоки.
  • Игровые приставки с цифровым БУ, комплекты спутникового телевидения.
  • Телевизоры, кинооборудование с цифровым БУ, цифровые видеокамеры и фотокамеры, объективы к ним.
  • Бытовая техника — морозильные камеры, холодильники, комбинированные морозильники-холодильники, электроплиты и комбинированные газоэлектрические плиты, кофемашины, духовые шкафы (электрические и комбинированные газоэлектрические), посудомоечные и автоматические стиральные машины, автоматические сушильные машины, электрические водонагреватели, кондиционеры, встраиваемые микроволновые печи, электрические/комбинированные газоэлектрические варочные панели и пр.

Существенный недостаток товара — это ПОЛОМКА ТОВАРА, НЕ ПОЗВОЛЯЮЩАЯ ЕГО ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ вообще, либо на очень длительный период.

А при необходимости устранения недостатка в автомобиле иностранного производства зачастую возникает проблема отсутствия необходимых деталей на складе дилерского предприятия, так как на практике невозможно постоянно поддерживать в наличии весь ассортимент запасных частей. Как следствие, отсутствующие детали приходится заказывать и ждать их поставки.

При этом законодатель не уточняет, что подразумевается под понятием «затраты времени на устранение недостатка» — только фактические работы по устранению недостатка или весь период времени с момента обращения потребителя с претензией до решения проблемы?

Некоторые суды не учитывают для исчисления срока устранения недостатка срок ожидания поставки запасных частей, другие — наоборот. Немаловажно обращать внимание судов на характер недостатка, а именно на его влияние, на возможность эксплуатации автомобиля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *