Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

Минобразование о посещении уроков

минобразование о посещении уроков

Вопросы-ответы по праву в образовании

Поясните, пожалуйста, следующие моменты. Имеет ли право завуч школы проверять поурочные планы учителя утром перед уроками просто на предмет их наличия? Может ли завуч школы приходить на уроки учителя по своему усмотрению или же это должно находится в соответствии с планом внутришкольного контроля? Имеет ли право учитель не пустить на свои уроки администрацию и в каких случаях? Заранее благодарна за ответ. (Шангина Татьяна, 17.10.2005 17:46:59, )

Ознакомление заведующего учебной частью с поурочным планированием вполне допустимо, так как это является одним из методов проведения инспектирования.

Должностные лица и работники, обладающие правом посещать уроки.

1.1. Без разрешения (согласия) учителя его уроки и внеклассные мероприятия могут посещать руководители школы и управления образования, работники методических кабинетов (центров).

1.2. Другие работники (ученые, журналисты, педагоги) посещают уроки и внеклассные мероприятия с разрешения директора школы и учителя.

1.3.

Важноimportant
Родителям для посещения урока в классе, где обучаются их дети, согласия и разрешения учителя и руководства не требуется.

1.4. Не допускается посещение урока и внеклассного мероприятия лицами, не имеющими отношения к учебно-воспитательному процессу и его субъектам.

1.5. Не допускается посещение уроков учащимися других классов.

1.6.


Посещать открытые уроки и внеклассные мероприятия в рамках научно-практических конференций, методических семинаров и т.д.

Минобразование о посещении уроков

Посещения уроков администрацией образовательного учреждения является одним из контрольных мероприятий в рамках внутришкольного контроля. В соответствии с Письмом Министерства образования РФ от 10.09.1999 № 22-06-874 «Об обеспечении контрольно-инспекционной деятельности» мероприятия внутришкольного контроля осуществляются в соответствии с Положением о внутришкольном контроле, планом- графиком проведения мероприятий по внутришкольному контролю, разрабатываемом на учебный год. В плане-графике должны быть определены цели, вопросы, подлежащие контролю, объекты и предметы контроля, устанавливаются виды и методы контроля, сроки, исполнители, способы подведения итогов контрольных мероприятий, документальное оформление итогов контроля.
Должны быть утверждены ответственные за проведение контрольных мероприятий, которые уполномочены посещать открытые уроки и осуществлять контрольные мероприятия.
Конечно, настроение, психическое состояние учителя, урок которого наблюдают, зависит не только от наличия и выполнения регламента. Регламент не устранит ханжество. Нужны здоровые взаимоотношения педагогов и руководителей школы. Предлагаем примерный свод правил, способствующих этому и распространяющихся на посещение уроков.

• Не возлагать функции контроля на педагога, находящегося в конфликте с коллегами.

• Начинать анализ урока с позитивных оценок.

• Не сравнивать одного учителя с другим.

• Не использовать суждения типа «мне этот методический прием понравился», вызывающие сомнение в объективности оценки.

• Не перечислять использованные учителем методические, технические, наглядные приемы и средства обучения, не описывать структуру урока.

Ответ: Посещения уроков администрацией образовательного учреждения является одним из контрольных мероприятий в рамках внутришкольного контроля. В соответствии с Письмом Министерства образования РФ от 10.09.1999 № 22-06-874 «Об обеспечении контрольно-инспекционной деятельности» мероприятия внутришкольного контроля осуществляются в соответствии с Положением о внутришкольном контроле, планом- графиком проведения мероприятий по внутришкольному контролю, разрабатываемом на учебный год. В плане-графике должны быть определены цели, вопросы, подлежащие контролю, объекты и предметы контроля, устанавливаются виды и методы контроля, сроки, исполнители, способы подведения итогов контрольных мероприятий, документальное оформление итогов контроля.

Работник должен быть предупрежден о проведении плановой проверки заранее. Продолжительность тематических (по одному направлению деятельности) или комплексных проверок (по двум и более направлениям) не должна превышать 5-10 дней с посещением инспектирующим не более пяти уроков, занятий, лекций и других мероприятий.

Но существует также и инспектирование в виде оперативной проверки. Оно проводится в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся, воспитанников и их родителей или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.

Руководство школы и управления образования может ограничить распространение этой информации из соображений педагогической целесообразности и такта.

5.5. Информацию посещающего об уроке категорически запрещается доводить до сведения учащихся и родителей.

5.6. Фото, аудио- и видеоматериалы с информацией об уроке могут использоваться в средствах массовой информации с разрешения учителя, руководства школы, управления образования и посещающего.

5.7.
При использовании фото, аудио-, видеоматериалов в СМИ обеспечивается соблюдение авторских прав учителя.

6. Анализ посещенного урока.

6.1. Должностные лица, посетившие урок, обязаны дать анализ урока.

6.2. Работники других организаций дают анализ лишь по просьбе учителя.

6.3.

Инфоinfo
Заметим: извещая учителя об этом, недопустимо даже интонационно выражать ему недоверие или неприязнь. Опытный методист сопроводит свое сообщение фразами «если не возражаете», «с вашего позволения».

Содержание учебного материала влияет на методы и приемы преподавания. Поэтому для посещения отбираются уроки, на которых ярче и полнее реализуются опыт и новации учителя.


Выбор определяется и тем, какое педагогическое явление планируется наблюдать. Так, об организации познавательной деятельности можно судить только по нескольким урокам с разным составом знаний, а о методах формирования системного знания — по урокам освоения теоретического материала. Обобщая инновационный опыт или интересуясь конкретным методом, необходимо иметь представление о сути изучаемых педагогических явлений.
Пусть даже интуитивное ощущение этого, но оно обязательно должно быть.

Вниманиеattention
Запрещается покидать урок до его завершения.

3.3. Руководство школы может прервать свое посещение только в исключительных ситуациях (несчастный случай и т.п.).

3.4. Запрещается вмешиваться в ход урока или внеклассного мероприятия.

3.5. Во время урока запрещается беседовать с учащимися, задавать им вопросы и т.д.

3.6.


Запрещается выражать свое отношение к учителю, учащимся и к уроку выражением лица, мимикой и т.п.

3.7. Посещающий обязан выключить свой мобильный телефон.

3.8. Во время письменных работ (самостоятельных, контрольных) посещающий по предварительному соглашению с учителем может наблюдать за ходом их выполнения, прохаживаясь по классу.

3.9.
В исключительных случаях – для эвакуации детей при возникновении угрозы их жизни и здоровью – должностное лицо может прервать урок.

3.10.

Кто имеет право посещать занятия педагога? — За сколько времени необходимо предупредить педагога о посещении его занятия? — Сколько раз в четверть/ полугодие/ год можно посещать занятия одного педагога? — и т.д.

А также: — порядок утверждения и принятия графика посещения учебных занятий администрацией; — порядок проведение обследования; — основания для повторного посещения учебного занятия (жалоба родителей/ обучающихся и т.д.); — порядок оценки деятельности педагога; — и т.д. (я указал основные, на мой взгляд, положения, которые должны быть отражены в локальном акте).

Я никогда не слышал, чтобы администрация в ходе посещения учебного занятия вмешивалась в его проведение, но все же для превенции сообщаю следующее: администрация не всесильна, она тоже скована определенными обязанностями и ограничениями.

Т.к.

— план-график проведения инспекционных проверок — плановое инспектирование;

— задание руководства органа управления образованием — проверка состояния дел для подготовки управленческих решений (которое должно быть документально оформлено);

— обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования — оперативное инспектирование.

Инспектирование в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок и доводится до членов педагогического коллектива перед началом учебного года.

План-график инспектирования разрабатывается с учетом плана-графика, полученного от муниципального органа управления образованием, и доводится до сведения работников в начале учебного года.

Вход в класс (группу) после начала урока (занятий) разрешается в исключительных случаях только директору школы и его заместителям. Не разрешается делать педагогическим работникам замечания по поводу их работы во время проведения уроков (занятий) и в присутствии учащихся…»

Эти исключительные случаи также должны быть указаны в локальных актах образовательной организации.

Таким образом, если администрация опоздала, то педагог имеет право не пустить их на учебное занятие, но не просто так, а потому что это прервет и нарушит ход образовательного процесса (ведь надо поприветствовать (встать), подождать пока они выберут место, пройдут, сядут и т.д.).

Представители администрации не имеют права вмешиваться в ход проведения учебного занятия и мешать ему.

Иван Платонов, опираясь на статьи действующего законодательства, рассказывает о том, как может происходить посещение уроков администрацией, какие условия должны соблюдаться.

Нам понадобятся

— Здравый смысл; — Локальные акты образовательных организаций; — Приказ Минпроса СССР от 23.12.1985 N 223 «Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР» (далее — Приказ Минпроса СССР №223) (он до сих пор действует); — Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»); — Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ)

Практика посещения уроков администрацией

Итак, все учителя рано или поздно подвергаются проверке со стороны администрации.

Учитель имеет право на самоанализ своего урока перед выступлениями посещавших его урок и на заключительное слово о своем согласии или несогласии с выступавшими.

6.10. Учитель обязан реализовать рекомендации и замечания, высказанные должностными лицами.

6.11. Учитель сам решает, участвовать ли ему в обсуждении его урока, проходившего в рамках научно-практической конференции, семинара, обмена опытом.

6.12. Посещающий, который изучает позитивный или инновационный опыт учителя, обязан довести до сведения учителя свое мнение об этих сторонах его урока.

6.13. Посетившие урок недолжностные лица могут по своему усмотрению дать рекомендации по улучшению учебно-воспитательного процесса.

6.14.

Работник должен быть предупрежден о проведении плановой проверки заранее. Продолжительность тематических (по одному направлению деятельности) или комплексных проверок (по двум и более направлениям) не должна превышать 5-10 дней с посещением инспектирующим не более пяти уроков, занятий, лекций и других мероприятий.

Но существует также и инспектирование в виде оперативной проверки. Оно проводится в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся, воспитанников и их родителей или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса. По данному основанию завуч также имеет право присутствовать на уроке учителя.

ВОПРОС: Здравствуйте, уважаемые коллеги.Я работаю в городе Улан-Удэ рядовым молодым учителем.
Конфликт между учеником и администрацией школы привлек внимание управления Следственного комитета по Красноярскому краю, начата доследственная проверка.

«Министерство исходит из позиций, что внешний вид и одежда учащихся должны соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер, что закреплено действующими актами о соответствующих требованиях для всех регионов. Однако отметим недопустимость каких-либо препятствий со стороны школ в доступе учащимся к образовательному процессу, что также подчеркнуто и в позиции регионального министерства образования Красноярского края», — сообщили в пресс-службе Минпросвещения.

Как сообщили ТАСС в мэрии Сосновоборска, собственную проверку проводит и управление образования, затребовав объяснительные с директора и завуча.

Фотосъемки, аудио-, видеозаписи на уроке разрешаются только с согласия учителя и руководства школы.

4. Наблюдение учебного процесса на уроке.

4.1. Посещающий ведет запись своего наблюдения; должностные контролирующие лица делают записи в специальных журналах (тетрадях).

4.2.

Аудио-, видеозаписи и фотосъемки не должны нарушать ход урока и создавать помехи для восприятия учебного материала учащимися.

4.3. Ученикам запрещается вести аудио- и видеозапись урока.

4.4. В конце урока (но не в перемену) посещающий по согласованию с учителем и руководством школы может задать вопросы учащимся или предложить им выполнить мини-задания.

4.5. Запрещается изменять ход и структуру урока по просьбе (требованию) посещающего.

4.6.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *